Если современный бизнесмен задаст себе вопрос: «Как выгоднее торговать: напрямую или через посредника?», ответ, очевидно, будет: «Напрямую», поскольку привлечение любого посредника автоматически уменьшает сумму выручки, получаемой от купли-продажи товаров на величину вознаграждения, выплачиваемую посреднику за его услуги. Однако, по статистике в настоящее время через посредников проходит от 50 до 75 % всех товаров и услуг, участвующих не только в международном товарообороте, но и в внутригосударственном. 

Почему? Во-первых, зачастую привлечение посредника позволяет не только быстрее изучить новые рынки для своих товаров и/ или услуг, но и дешевле найти там потенциальных клиентов. Во-вторых, существуют "регионы риска", где осуществление любой коммерческой деятельности  иностранцами является не только затруднительным, но иногда и просто опасным. А местные агенты или чаще всего их называют посредники, хорошо знают не только все законы своей страны или региона, но также и трудности местного рынка и в конечном счёте такое сотрудничество становится более выгодным для обеих сторон.  

И чтобы правильно разобраться в правовых формах договоров, вначале попробуем изучить виды посредников и их роли в реализации тех или иных коммерческих задач. Итак, кто же такой посредник? Посредник или посредническая фирма — это лицо или фирма, стоящая между производителем и конечным потребителем товара и/ или услуги и содействующая его реализации. Посредников можно классифицировать по различным признакам, т.е. функциям:

  • универсальные посредники — это те, которые выполняют весь комплекс услуг, например, дистрибьюторы, оптовики-купцы и т.п. 
  • специализированные посредники - это: информационно-контактные, информационные (чистые), которые не имеют в своем распоряжении товара и выполняют реализацию по условиям производителя, поисковые (их называют торговыми агентами), поверенные (агенты-импортеры) действуют на основе договора поручения от имени и за счет доверителя, оптовики-организаторы и т.п.
Также всех посредников можно разделить на виды: независимых; формально независимых; зависимых (связанных с производством). 
-  Независимые посредники (как юридические, так и физические лица) действуют от своего имени и за свой счет. Это:
Дилеры — физическое или юридическое лицо, которые покупают товары у промышленных предприятий и продают их покупателям, принимая на себя сервисные обязанности.
Дистрибьюторы или их ещё называют  распределителями. Дистрибьютор — это физическое или юридическое лицо, обслуживающие разные отрасли промышленности, имеющие склады и транспортные средства и осуществляющие коммерческую деятельность от своего имени и за свой счёт. 
-  Формально независимые посредники - это посредники, которые чаще всего работают по слеующим видам контрактов:  договор-поручение (заключается с поверенными или с торговыми агентами), договор комиссии (определяет полномочия комиссионеров, которые находят партнёров, подписывают с ними договоры от своего имени, но за счёт продавца или покупателя), договор простого посредничества.
-  Зависимые посредники - это брокеры, закупочные конторы (оплата их услуг производится из расчёта определенного процента от годовых продаж), торговые агенты - физические или юридические лица (выступают в качестве представителей продавцов и покупателей и получают вознаграждение по трудовому контракту в зависимости от результатов работы), комиссионеры-посредники (действуют на основе договора комиссии, заключаемого с товаровладельцем или покупателем) и т.д.
 
Как известно, чтобы закрепить как-то свои договорённости, предприниматели заключают между собой договора или, как принято в последнее время их называть, контракты.  Надо сказать, что термин "контракт" является абсолютным синонимом договора и чаще всего используется во внешнеторговом сотрудничестве.  К договорам, которые заключают между собой бизнесмены, относятся разные виды договоров, которые могут заключаться сторанами в связи с определенными задачами. Но с каким бы посредником предприниматель не заключил бы договор, ему необходимо точно знать свои цели и поставленные задачи, чтобы правильно подобрать вид контракта, чтобы в нём прописать все пункты для реализации посредником поставленнным задач.